Семён Данилович Номоконов родился 14 августа 1900 года в селе Нижний Стан Шилкинского района. Он стал одним из самых метких и удачливых охотников. Даже прозвище, которое дали ему сородичи, ярко характеризует его как охотника - «Глаз коршуна».
Мирную жизнь нарушила война. 22 июня 1941 года чёрная фашистская орда напала на нашу Родину. В числе первых, призванных на фронт, ушёл защищать Родину.

Был Семён Данилович хлеборезом на полевой кухне, помощником начальника вещевого склада, солдатом в похоронной команде, сапёром… Первое ранение получил при бомбёжке, попал в госпиталь. И пожилого солдата оставили служить при госпитале. В один из осенних дней 1941 года он подобрал очередного раненного и вдруг увидел, что в него целится немец. Бывалый охотник молниеносно вскинул винтовку и выстрелил. Все ахнули, ничего себе санитар! Об этом необыкновенном санитаре доложили начальству. Оно распорядилось зачислить Семёна Даниловича в снайперский взвод.

Там он и встретил Тогона Санжиева. Началась их боевая братская дружба. Молод был Тогон и горяч, «в засаде врага карауля, он осторожность забывал… Чужая снайперская пуля его скосила наповал» напишет потом поэт Матусовский. О боевой дружбе земляков-снайперов и гибели Тогона Санжиева поэт Михаил Матусовский сочинил поэму «Друзья». 3 ноября 1942 года в газете Северо-Западного фронта «За Родину!» известный поэт М.Матусовский посвятил снайперу-забайкальцу следующие строки:

…Откуда я?
Да, видно, издалече.
Из тех краёв,
где воевал Ермак.
Давай закурим, что ли,
ради встречи.
По-плотницки?
Я плотник… Сибиряк.

До войны профессия у Семёна Номоконова была самая что ни на есть мирная: плотничал, строил людям жильё в таёжном забайкальском селе Нижний Стан Шилкинского района, где была организована охотничья коммуна «Заря новой жизни», и бывшие охотники-кочевники переходили к оседлой жизни, и вместо чумов членам коммуны стали строить деревянные дома. Работы плотникам хватало...
С малых лет Семён вместе с отцом бродил по таёжным тропам. В 7 лет взял в руки охотничье ружьё и учился искусству следопыта-охотника, набирался знаний, навыков и опыта нелёгкого «лесного» дела.

В снайперском взводе он начал боевой счёт убитым гитлеровским солдатам и офицерам. Решил Номоконов вести счёт на курительной трубке особыми метками, понятными только ему. Точка – это убитый солдат, а крестик – офицер. Его личным оружием была трёхлинейная винтовка Мосина без оптического прицела. Винтовка с оптическим прицелом у снайпера появилась зимой 1942 года и до конца всех бое-вых действий. Снайпер говорил: «Всегда может появиться цель. В любой момент сумей застыть, укрыться. В комок соберись, низко голову держи, ворочай одними глазами». Бывало, Номоконов поражал противника с 300, 500 метров, иногда - с километра (1000 м). Экипировка снайпера была схожа с охотничьей, Семён Данилович пользовался разнообразными верёвочками, шнурками, рогульками, осколками зеркал. И всё это снайперу было нужно: бродни делали бесшумным шаг, зеркальцами он выманивал выстрел противника, верёвочками, как кукольник, приводил в движение запасные каски, надетые на палки. Никто из взвода не мог превзойти его в искусстве маскировки.

Слава о снайпере, со странным прозвищем «Шаман» быстро пронеслась по всем фронтам. О «сибирском шамане», снайпере С.Номоконове написал стихи известный поэт Сергей Михалков, побывавший на Северо-Западном фронте. О земляках-забайкальцах писали фронтовые газеты, сообщали сводки Информбюро. К маю 1942 года Семён Данилович уничтожил 150 фашистских захватчиков. В снайперской книжке записано: «снайпер Номоконов уничтожил 360 немецко-фашистских захватчиков, а на Забайкальском фронте – семь солдат и одного офицера». Уже после войны забайкальский писатель Сергей Зарубин написал о Семёне Даниловиче Номоконове книгу «Трубка снайпера».

Войну Семён Данилович закончил на отрогах Большого Хингана. В послевоенное время он был человеком популярным. О его подвигах публиковали статьи в газетах и даже в книгах. Писали ему и простые люди с чувством благодарности. Однажды к нему пришло письмо из Гамбурга. В нём писали о немецкой женщине, которая задавалась вопросом: «Может, на его трубке была отметка и о смерти моего сына Густава Эрлиха? Молился ли человек со столь большими заслугами о своих жертвах».

Когда Номоконову прочитали это, он продиктовал своему сыну ответ: «Вполне возможно, уважаемая женщина, что на трубке, которую я курил на фронте, была отметка и о вашем сыне — не запомнил всех грабителей и убийц, которые пришли с войной и которые оказались на мушке моей винтовки. И под Ленинградом беспощадно уничтожал фашистских гадов. Если бы своими глазами увидели вы, немецкие женщины, что натворили ваши сыновья в Ленинграде, прокляли бы их».

После он плотничал, воспитывал детей. Марфа Васильевна родила ему девятерых детей. Второй родиной для Номоконовых стало село Зугалай Могойтуйского района. Он устроился плотником в бригаду. Подрастали дети, родились внуки. Всё дальше уходила в памяти война, но иногда мелькали тревожные воспоминания, болели его раны. За годы войны он девять раз был ранен, дважды был контужен.
Его боевой путь отмечен наградами Родины: орден Ленина, орден Боевого Красного Знамени, два Ордена Красной Звезды и многочисленные медали украшали грудь сибирского снайпера. В 1960 году Семёну Даниловичу Номоконову было присвоено звание «Почётный солдат Забайкальского военного округа». Прославленный ветеран много встречался с молодёжью, школьниками, солдатами. К нему приезжали разные гос-ти. Приглашали ветерана на встречи, он рассказывал о боевых друзьях, о войне и фронтовом братстве, о мире и дружбе между народами и о том, что нельзя допустить, чтобы война повторилась.

Летом 1978 года Семёна Даниловича Номоконова не стало. Он похоронен в селе Зугалай. Память о легендарном снайпере свято хранят земляки. В честь 70-летия Великой Победы на улице Номоконова в пос.Могойтуй была открыта стела. И каждый раз 9 мая одна из колонн Бессмертного полка городского поселения Могойтуй начинает шествие от стелы легендарному снайперу Семёна Номоконова.
В январе 2010 года завершился региональный проект-конкурс «Великие люди Забайкалья». В список для голосования были включены имена 50 выдающихся личностей. Конкурс стартовал 1 октября 2009 года и завершился в январе 2010 года. Победа в масштабном конкурсе Номоконова не случайна. Эта победа ещё раз доказала, что подвиг, совершённый нашими дедами никогда не померкнет во времени. В посёлке Могойтуй есть улица Номоконова, проходят конкурсы, на Аллее Героев посажено дерево с его именем. Весной 2012 года по центральному телевидению был показан художественный фильм «Снайпер». Прототипом главного героя стал Семён Данилович Номоконов.

Закончить рассказ хочется словами из поэмы Михаила Матусовского:
«...Я славлю сыновей России, готовых биться до конца, и их охотничьи, лихие, неукротимые сердца».

You have no rights to post comments