Полковник авиации Дашинима Базаров родился в 1949 году в селе Догой. Рос крепким мальчиком. Учился в школе на малой родине. С самого детства мечтал стать летчиком, и эта мечта появилась неспроста.

- Мое село находится прямо между Читой и Борзей. И там, и там стояли авиадивизии. По воздушному коридору над нашей деревней всегда летали военные, и я вдруг осознал, что всю жизнь слышу гул самолета. Будучи маленьким мальчиком, всегда наблюдал за разными самолетами и мечтал стать его «водителем». Только потом я узнал, что эта профессия называется летчик, - рассказывает он.

Школьные учителя Дашинимы Базарова объяснили юноше, что для того, чтобы стать летчиком, нужно определиться с летным училищем и узнать, какие экзамены нужно сдавать. Юный мечтатель понятия не имел, где оно находится и что нужно сдавать. Он твердо знал, что хочет стать «бомбером», то есть летать на бомбардировщике.

- С помощью военкомата я выяснил, что ближайшее училище находится в Барнауле, но готовят там летчиков на ЯК. Узнал еще, что летчик должен на отлично знать русский и английский языки. У нас в школе иностранного не было. Я окончил 8-й класс и, чтобы изучить языки, поехал в Улан-Удэ. Если русский я выучил махом, то с английским было тяжело, - говорит Дашинима Базаров.

После окончания школы юноша из Агинского округа поехал поступать в летное училище. Из Бурятии вместе с ним поехали еще 10 человек. Там они узнали, что являются первопроходцами. Оказалось, что в училище идет самый первый набор.

Учеба в летном проходила непросто. Дашинима Базарович не понимал, зачем летчику изучать сопромат, органическую, неорганическую химию и другие дисциплины. Но это нужно было, чтобы стать летчиком-инженером. После выпуска лейтенант Базаров попросился в авиачасть поближе к дому. 

- Умные люди все просятся на запад. А я напросился к себе на родину в ЗабВО, в гарнизон Укурей. Я в списке туда был первый. Но у меня была причина: мама моя оставалась одна дома. В гарнизоне сначала летал на самолете-разведчике ЯК-28. В 1975 году мы переучились на МиГ-21, - вспоминает Дашинима Базаров.

 Укурейский выстрел катапульты

 В Укурейском гарнизоне 17 июля 1977 года с нашим героем произошел самый неординарный случай в его жизни.

 - У нас в гарнизоне был один самолет-спарка - учебный МиГ-25. Во второй кабине все время заклинивал фонарь. Чтобы его закрыть, нужно было на него жестко надавить, и открывать с помощью фомки. При полете на сверхзвуке этот фонарь срывается от воздушного потока. Высота - 13800 метров. А при срыве фонаря срывается чека катапульты. Скорость большая, кабина голая, там идет разряжение - начинает кресло вытягивать вверх. И спустя несколько секунд меня катапультировало, - рассказывает летчик.

 Все это происходило на огромной скорости. Наш герой успел только выпрямить руки и ноги, прижать их к телу и…потерял сознание. Когда пришел в себя, перед глазами была темнота. Открыл забрало, и тогда понял, что ничего не видит.

 - На ощупь выяснил, что вишу на дереве. Отстегнулся и упал. Попытался подняться - голова кругом идет. Лежал долго и пытался осознать все, что произошло. Думаю, наверно, самолет потеряли. А где мой второй пилот Петя Тыченко, его тоже должно было катапультировать? Потом только я узнал, что он каким-то образом все же посадил самолет, - говорит Дашинима Базаров. - Зрение потихоньку начало возвращаться, и я нашел НАЗ (носимый аварийный запас). Затем включил аварийный передатчик и лег обратно. Ночью за мной прилетел самолет АН-12. По прибору летчик спрашивает: «Как дела?». Я отвечаю: «Живой!». Шел дождь, и он не мог приземлиться и попросил дотерпеть до утра. Пришлось держаться.

 Наутро за нашим героем прилетел вертолет. Его направили в госпиталь с баротравмой. И после Дашинима Базаров узнает, что в России только двое пилотов смогли выжить в стратосфере.

 Реакция семьи, шлем и госпиталь

 Жена Дашинимы Базарова Эмма находилась на 7-м месяце беременности. Новость о том, что произошло с ее мужем, сообщил замполит гарнизона. Ей сказали, что супруг катапультировался в стратосфере и шансов выжить нет. Из-за сильного стресса у Эммы случился выкидыш. Когда она пришла в себя, ей сообщили, что муж жив и находится на лечении в Читинском военном госпитале.

 - Я об этом не люблю вспоминать, - говорит Эмма Базарова. - У него голова была раздутая, как баскетбольный мяч. Лицо красное, как помидор. Тяжело было, очень тяжело. Но я радовалась, что муж живой и не унывает. Примерно неделю он лежал в госпитале с надетым шлемом. Врачи не понимали, как он выжил. Потом долго лечился. Кстати, шлем, который был на нем, мы отдали на хранение в Агинский музей.

 Возвращение в небо

 Прошло немало времени, Дашинима Базаров начал выздоравливать. Командование его хотело списать в запас за нарушение инструкции. Но отчаянный летчик хотел вернуться в небо. Главным его аргументом было то, что через месяц после случая охотники в лесу нашли кресло, в котором он катапультировался. Изучив его, военная комиссия согласилась, что в случившемся летчик не виноват. Однако Дашиниму Базарова не допускали к полетам из-за медицинских показаний. Пять лет подряд, работая в гарнизоне на земле, он пытался пройти медкомиссию. И как это нередко у нас бывает, помогли связи. В то время министром здравоохранения Бурятии был Дамба Эрдынеевич Эрдынеев. Он оказался однокашником начальника летной медкомиссии в Москве. Эта связь вернула летчику небо.

 - После медкомиссии я служил в Германии. Уехал туда по замене и служил 5 лет, летал на разведчике-перехватчике МиГ-25. Часто летал вдоль границы. Приходилось перехватывать вражеские самолеты. Вот летишь на скорости 2500 км/ч, и он летит на тебя с такой же скоростью. И у меня спрашивают: «Наблюдаешь цель?». А там, вдали, ничего нет. И вдруг появляется маленькая точка, резко превращается в самолет и так же резко исчезает, - вспоминает Дашинима Базаров.

 Летчик-испытатель Базаров

 В Германии Дашинима Базаров дослужился до майора и исполнял обязанности штурмана авиаполка по программированию, проще помощника командира полка. На четвертом году службы перед ним встал выбор. Идти учиться в академию, воевать в Афганистане или идти в летчики-испытатели. Дашинима Базаров выбрал третий вариант. Вопрос о его переводе рассматривался долго, и он успел уехать в Белоруссию. Там прослужил меньше года. Потом уехал в Комсомольск-на-Амуре на ведущий авиазавод им. Гагарина. Испытывал самолеты с изменяемым крылом и многие другие. Там с ним произошел еще один неординарный случай.

 - Я проводил испытательный полет в Комсомольске-на-Амуре на истребителе-бомбардировщике СУ-17-М-3. Уже отлетал программу в зоне и

лечу на базу. Тут мне приходит приказ: набрать высоту 6000 км/ч, держать наиболее крейсерский режим для наименьшего расхода топлива. Я спрашиваю у земли, в чем дело. Оказалось, что полоса занята, молодой летчик сел на полосу без шасси, «на брюхо». Чтобы убрать самолет с полосы, нужно много времени, а у меня горючего на 15 минут. Тогда я запрашиваю запасной аэродром. Меня направили на аэродром совместного базирования Аэрофлота и военных самолетов «Хурба». Прилетаю туда, выхожу и вижу взвод автоматчиков. Все на меня тычут дулом. Начинаю понимать, что мой самолет без опознавательных знаков и летчик азиат. Я уверенно спускаюсь с трапа и на чистом русском говорю: «Я подполковник Базаров. Кто тут главный?». Ко мне подходит старший лейтенант и говорит: «Сегодня исполняет обязанность дежурного Виктор Михайлович Михалев». Я обрадовался, потому что с Михалевым мы вместе учились в БаВУЛ. Так я встретился со своим однокашником, о котором ничего не знал после выпуска, - смеется Дашинима Базаров.

 Здравствуй, Бурятия!

 В конце 80-х годов на Улан-Удэнском авиазаводе случилась череда несчастных случаев. Погибли несколько летчиков-испытателей. Глядя на это, другие летчики в Бурятию ехать не хотели. Волей случая Дашиниме Базарову предложили переехать из Комсомольска-на-Амуре в Улан-Удэ. Он с радостью согласился.

 - Я испытывал местные штурмовики СУ-25 и еще несколько видов вертолетов. Переучился прямо на авиазаводе. Мне показали как, и я полетел. Проработал на авиазаводе до самой пенсии. Я никогда не жалел, что стал летчиком, - говорит полковник запаса.

 Сегодня Дашинима Базаров живет со своей женой в поселке Сотниково. Рядом обосновалась дочка с зятем. Он и по сей день ведет активный образ жизни, встречается с друзьями и помогает воспитывать своих внуков. Многие относятся к его рассказам как к искрометным байкам, но у этих «баек» очень много свидетелей.

 Болот Батожаргалов.

You have no rights to post comments