Дуган занимает центр ансамбля Агинского дацана, посвящённый Будде Шакьямуни, символизирует вселенскую гору Сумеру (Сүмбэр уула). Его трёхэтажное строение эманируется с мандалой. На первом этаже проводятся большие хуралы, где могут присутствовать все желающие, на втором - проводят молебны монахи - гелонги и гецулы. На третьем этаже находится гонкан (лэйлан) сахюусанов Лхамо и Жамсарана и восседают тысяча Будд благой кальпы.
С южной стороны храм украшен портиком, опирающимся на шесть колонн, которые символизируют 6 украшений Джамбудвипы и также 6 парамит. На крайних колоннах высечены два снежных льва-стража, охраняющих Дхарму. Колонны украшены резными и расписными лотосами, капителями-номо и панно с барельефами чинтамани (зэндэмэни) с двумя мангустами и разными подношениями.
Согчен дуган встречает тремя дверьми, которые также означают три двери: тела, речи и ума. Через эти двери, избавившись от омрачений нашего сознания, встаём на путь накопления добродетели. Над дверьми находится мантра, пройдя под которой можно избавиться от рождения неблагих участей (муу заяан).
На уровне второго этажа с южной стороны прикреплены к стене чеканные позолоченные символы Калачакры - Намжу Вандан (Десять могущественных).
С северной стороны изоб-ражён белый старец - Сагаан үбгэн, обладающий шестью символами долгой жизни и хранитель живых существ, в частности, домашнего скота.
Венцом главного храма Агинского дацана является центральный золочёный ганжир с двумя жалсанами и двумя зэндэмэни (Алтан табан ганжартай Согшон дуган).
Внутри ганжира находится статуя Будды Шакьямуни и сутра праджняпарамиты - Жадамба.
Буда БАДМАЕВ, лама Агинского дацана, художник.