Веками люди решали непростую задачу: вырастить юную смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой, сохранить и передать следующим поколениям всё лучшее, на чём держится всё человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Бесконечно разнообразна палитра национальных методов воспитания, много духовного богатства и мудрости хранят они. И потому стоит внимательно присмотреться к давним традициям воспитания подрастающего поколения, осмыслить их, открыть им дверь в нашу жизнь. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки. Ведь забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений.

Что же такое народная педагогика? Это система принятых в данной местности данным народом приёмов и методов воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Краеугольным камнем воспитания у любого народа была нравственность. Многие правила воспитания не устарели до сего времени:

Больного навестите.

Не пропустите человека, не поприветствовав его.

Кто хочет другими управлять, пусть научится владеть собой.

Получив добро – помни, а сделав – забудь.

Уважение к матери считалось первой нравственной заповедью детства. Дети усваивали следующие истины:

Нельзя делать того, что осуждают старшие.

Нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся.

Нельзя требовать от родителей того, что они дать не могут.

Первые шаги сознательной жизни ребёнка наши предки связывали с воспитанием у него почитания хлеба и земли. Худое слово о хлебе, небрежное отношение с ним считалось проявлением безнравственности. Ранней весной нельзя было бить по земле палкой, потому что в это время она находится в состоянии беременности, то есть рождает хлеб и даёт жизнь всем растениям. Поэтому буряты носили унты с загнутыми вверх носками, чтобы не повредить землю и всё растущее на ней.

Одна из важнейших заслуг народной педагогики состоит в разработке ею принципов педагогики труда. Нельзя воспитать трудолюбия у детей лишь словом. Чем раньше дети будут привлечены к труду на земле, тем лучше они будут воспитаны.

Важная часть воспитания – усвоение подростками народных примет, умение пользоваться земледельческим календарём (народное погодоведение), умение определять суточное время по пению птиц:

Соловьи поют во втором часу ночи, в три часа просыпается кукушка, в четыре – трясогузка, в шесть часов подают голос воробьи.

Предрассветный час – час зайца – буряты определяли по Солбону (Венера), который ярко светит на востоке.

Первый завтрак для взрослых, уходивших на полевые работы, был в 6 часов 40 минут (час дракона); в 8 часов 40 минут (час змеи) просыпались и завтракали дети. В 12 часов 40 минут – время обеда – наступал час овцы. В 16 часов (на стыке часа обезьяны и петушиного) буряты пили молочные напитки: арсу, тарак. Ужин был в час собаки, когда лучи солнца освещали восточную стену юрты.

Бурятскому народу присущи скромность, выдержанность, приветливость, гостеприимство. Одной из отличительных черт характера народов Сибири издавна считается честность. Живущий в степи, в тайге человек мог уйти на неделю из дома, приперев дверь юрты снаружи палкой, и всякий знал: если нет хозяина, никто не войдёт в юрту. У бурят был принят такой обычай: старика-инвалида или сироту содержали за счёт того рода, к которому он принадлежал. Неукоснительно выполнялись правила:

Не смейся над престарелыми, сиротами.

Старайся сделать что-нибудь доброе нищему, слепому, помоги ему.

Обогрей замёрзших, накорми голодных, приюти бездомных.

Не смейся над чужой бедой.

Удивителен тон народных поучений. У бурятского народа есть прекрасные заповеди:

Если нашёл утерянное другим, объяви всем. Ты заслужишь доверие людей.

Никогда не держи взятые в долг вещи до тех пор, пока о них забудут.

Увидев новое – не восторгайся, увидев старое – не сокрушайся.

У бурятского народа было много хороших традиций по воспитанию детей:

Утром проснулся, сразу встань, не валяйся в постели. Заправь постель. Затопи печь. Свари чай. Первая чашка чая – иконам. Помолись. Поклонись огню, малой родине. Для этого выйди на улицу, побрызгай чаем во все стороны и попроси благополучия не себе, а всему живому на свете.

Чай для бурят – самое дорогое угощение.

Когда кушаешь мясо, съешь всё, чтобы кость блестела, тогда у тебя будут красивые дети.

Чисто-чисто подметай пол. Чисто подметаешь пол – у тебя будет красивый муж.

Выметенный сор не собирай у дверей печки, под порогом, потому что по этому сору в дом может войти плохое.

Считается за грех переступать через лежащие на земле предметы: вилы, грабли, топор, нож.

Здоровайся со всеми. Приветствие для бурят – самый лучший признак воспитанности.

Нельзя давать и брать левой рукой, делать это надо только правой.

Если ты получил гостинец в посуде, сумке, тару нельзя возвращать пустой: клади на дно кусочек сахара, конфету, что-нибудь, чем ты богат.

Особое место в народной педагогике занимали пословицы. В них была чётко сформулирована педагогическая мысль в форме наставлений, поучений, пожеланий, советов:

Чем без дела сидеть, лучше, прихрамывая, двигаться.

Спелое пробуй, старших слушай.

Даёшь другому – приобретаешь себе.

Острый язык – дарование, длинный – наказание.

Говори с другими поменьше, а с собою – побольше.

Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

Интересны загадки бурятского народа, попробуйте их разгадать:

1) Хотя ничего не говорит, но умён, хотя ничего не имеет, но богат.

2) Не терявши ищет, не болевши, охает.

3) Я меньше тебя, но победил тебя.

4) Не верующий, а молится.

5) Золото взяли, а сундук выбросили.

6) На горе стоптанные унты стоят.

7) Колешь – крови нет, наступаешь – следа нет.

8) Под землёю кочуют гуси.

9) Железный старик в деревянной шапке стоит.

Отгадки: 1) счёты; 2) свинья; 3)  сон; 4) колодезный журавль; 5) орех; 6) уши; 7) тень; 8) корни дерева; 9) сосуд.

Пословицы, сказки, загадки, народные приметы, колыбельные песни – всё это народная память, сохраняющая духовный опыт народа. Сквозь столетия дошли они до наших дней, сохранить их, передать молодым – задача людей, живущих сегодня.

 

Духовная культура бурятского этноса – неиссякаемый источник народной мудрости, эстетического видения мира, замечательного отношения человека к природе и социуму. Самобытная культура бурят должна явиться основой для дальнейшего развития нации, так как именно культура определяет лицо народа, его жизнеспособность.

 

Т.Ф.ГАРМАЕВА,

методист Хоринского районного отдела

народного образования Республики Бурятия.

You have no rights to post comments