Лхундуп ахай родился в 1927 году, в год огненного Зайца, в долине зугалайской Шивии в семье Будаева Норбо. Рос в приёмной семье Санжиева Далай и Сухуевой Бутид из рода Баруун Уляад. В начале 30-х годов перекочевали из местности «Түүргэ Борзя» в верховья Урдо-Аги.

В том же году, на левом берегу реки Гэлмэн, в семье Бадмаева Жигмит и Норбоевой Жаргал родился сын Дагбажалсан, и в малолетнем возрасте по родству был усыновлён семьёй из рода Хагшут Шарайд Заньяева Маюр и Цыреновой Хончин. С незапамятных времён наши прадеды практиковали усыновление для передачи «прав рода» от отца к сыну с целью «продолжения рода» по мужской линии.

Четырьмя годами позже, в год железной Овцы, родился Дамдинцырен в семье Гармаева Бадма и Жамсарановой Цыбегмит из рода Лыглут Хубдут в местности Удагантуй Урдо-Агинского сомонного Совета.

Босоногое детство их прошло по долинам и распадкам Урдо-Аги и Аршантуя. Почти с первыми лучами солнца, вместе с утренней росой, которую с давних пор называли Божьей слезой, они уже были на ногах, помогали своим родителям пасти колхозных «ворошиловских» и «молотовских» телят и овец. Кто раньше, кто годом позже, начали обивать пороги местного храма знаний – Тутхалтуйской начальной школы. Учились по старомонгольской письменности, затем на латинице, а потом на русском алфавите – кириллице. Заведующим школой работал Базар Жанчибон, его сменил Санзая Аюрзанаев.

В 1939 году Тутхалтуйская начальная школа была разделена на три самостоятельные начальные школы – Урдо-Агинскую, Дундо-Агинскую и Удагантуйскую. В самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, Урдо-Агинская начальная школа была преобразована в семилетнюю школу.

После семилетки сразу же началась их «служба» на трудовом фронте, неразрывно связанная с их малой родиной, и каждый из них внёс свою долю, частицу своего труда в становлении и развитии колхоза имени Ворошилова («Баян Ворошилов»).

Дагбажалсан ахай работал в животноводстве, вёл при этом учёт всего общественного поголовья скота, а после работал счетоводом в полеводстве. Его умение ладить с людьми делает его заведующим молочно-товарной фермы. Тогда работали под девизом: «План – закон, выполнение – долг, перевыполнение – честь!», что позволило коллективу успешно выполнять планы четвёртой пятилетки.
С ноября 1952 по октябрь 1955 года по рекомендации правления колхоза имени Ворошилова (председатель - Дамбаев Батожаргал) учился в Читинской областной сельскохозяйственной школе по подготовке председателей колхозов, по окончании которой сразу же был назначен заместителем председателя колхоза имени Чапаева – одного из самых крупных хозяйств Агинского округа. Во время своей учёбы, в 1954 году, женился на Базаровой Хандаме. Они родили и воспитали четверых детей. На этом ответственном посту зампреда работал вплоть до середины 1965 года. Направлен руководителем комплексной производственной бригады №2, а это колхоз «Памяти 33-х партизан» до слияния в 1953 году с колхозом имени Ворошилова. Люди старшего поколения помнят, наверное, каким был хутор того времени – своя школа (заведующий – Бадмажаб Балдано), магазин (продавщица – Намжилма Норбоева), клуб (заведующая – Цыбжит Мункуева), парк с насаждениями, уличное освещение. Зерновой ток, площадка с комплексом машин, оборудования и сооружений для обработки зерна (заведующие – Батор Таганов и Бадмаханда Дугарова), полевой стан, кузница (кузнец – Очиржаб Номтоев), стригальный пункт, ферма и многое другое.

На двух других отдалённых производственных участках колхоза также были соответствующие по тем временам социальная инфраструктура (школы, клубы, амбулатории, пекарни), производственные подразделения (электростанции, зернотоки, полевые станы, кузницы, ветеринарные участки и т.д.), укомплектованные опытными работниками.

Маюрову пришлось работать и в Агинском автотранспортном предприятии (АТП) начальником отдела эксплуатации, и в Агинском лесничестве лесником. Где бы он ни работал, везде его уважали за организаторский талант, справедливость и требовательность, аккуратность и строгость. Его многочисленные награды свидетельствуют о его заслугах. За период работы начальником цеха капитального строительства колхоза имени Чапаева с 1984 по 1989 годы сделал очень много как в производственном, так и в индивидуально-жилищном строительстве. Многие семьи обзавелись тогда своим жиль-ём, своей крышей над головой.

Не менее авторитетным, не менее уважаемым человеком был Бадмаев Дамдинцырен ахай. В 1948 году его направляют в Сретенскую годичную школу механизаторов сельского хозяйства, по окончании которой получил специальность комбайнера. И трудовая биография началась на Агинской МТС (директор – Зубов Леонид Сергеевич) помощником, затем самостоятельно сел за штурвал комбайна. Учитывая моральные и деловые качества, в 1952 году его назначают начальником электростригального агрегата. В этом же году он женится на дочери Нима Намсараева и Хандажаб Эрдынеевой Бажигме, которая работала там же, на Агинской МТС, механизатором. В 1954 году Бадмаева призывают в ряды Советской Армии, и после увольнения с военной службы он вернулся на МТС и работал механизатором.
Весной 1958 года в стране было принято решение о преобразовании МТС в РТС, и вся её техника была передана колхозам. Семья Бадмаевых вступила в колхоз имени Чапаева, где он стал работать шофёром на «ЗИС-5», на той великой «труженице» Великой Отечественной. В 1962 году руководство колхоза (председатель – Бальжинима Минжурдоржин) направляет его руководителем на самый отдалённый производственный участок – Адон-челонский. Не так долго работал заведующим участком, и в 1965 году его назначают заместителем председателя колхоза. По рекомендации вышестоящих органов, правление колхоза направляет его на курсы по подготовке и повышению квалификации руководящих работников и специалистов сельского хозяйства при Бурятском сельхозинституте, где он одновременно обучался по программе подготовки командно-начальствующего состава на курсах гражданской обороны.
Он принимал активное участие в общественной жизни села, неоднократно избирался депутатом сельского, районного и окружного Советов. В 1970 году был награждён юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», были и другие многочисленные награды.

Всегда беспокоился за дело, которому он служил, беспокоился о подчинённых и очень близко принимал к сердцу и радость, и горечь других. Последним «фронтом его службы» был Ононский производственный участок, где им было сделано многое. Ононцы до сих пор с глубокой благодарностью вспоминают его, а это дорогого стоит.

Одного из патриархов колхозного производства, завсегдатая правления колхоза имени Чапаева, руководителя производственного участка №1 (Дээдэ бригада) Далаева Лхундуп знали и стар, и млад, знали далеко за пределами агинской степи. Знали и уважали за его трудолюбие и обязательность, за его не-многословность и скромность…

Было время востребованности человека труда – механизатора, и многие деревенские парни становились механизаторами, комбайнерами и шофёрами. И он выучился и работал в колхозе шофёром на «ЗИС-5», на той самой легендарной «захарке». Правление колхоза имени Ворошилова (председатель – Даба Юндунов) поручает 22-хлетнему Далаеву возглавить колхозную бригаду и выехать в Оленгуйский участок на лесосплав (Үлэнгын бревнодо). Это было конец 1940-х - начало 1950-х годов. Со своими рабочими волами, инвентарём и оборудованием, жильём и питанием работали в лесу и в знойную жару, и в зимнюю стужу в течение двух лет и успешно справились с возложенными на них заданиями. Для совсем молодого Лхундупа эта командировка стала школой будущего руководителя, школой возмужания. Он не только физически окреп, но и достиг зрелости, и там встретил спутницу своей жизни Хандажаб Дабаеву, впоследствии в народе Һүндэбэй Хандажаб, с которой вместе родили и вырастили десятерых детей – семерых сыновей и трёх дочерей. По жизни он был человеком уравновешенным, спокойным, загодя всё планировал и не любил никакой спешки, излишней торопливости и беготни.
Неоднократно избирался депутатом и, наделённый мандатом доверия, всю свою жизнь посвятил служению урдо-агинцам, ставшими для него родными. Его имя, его портрет неоднократно заносились на районную и окружную Доску Почёта. Многочисленные грамоты свидетельствуют о его бескорыстной службе родному колхозу.

В местности «Маанитын Үбэр» он организовал и создал производственную базу первого участка с ремонтной площадкой со своими складами, кузницей с бессменным Дядей Васей с кисетом махорки за пазухой, конторой, организовал лечебно-санаторную профилакторию (ЛСП), прозванную в народе: «ложись скотина, подыхай».

Завершая своё краткое повествование о трёх славных сыновьях Урдо-Аги, рассудительно-серьёзных, горделиво-величественных, скажу, что с их уходом в мир иной, как бы опустела земля урдо-агинская, но светлая память о них жива в наших сердцах.

You have no rights to post comments